главная   новости   из истории   об авторе   галерея   гостевая книга Сказки села Федоскиноиз книги "Народные промыслы"
Есть в тридцати пяти километрах от Москвы старинное село
Федоскино. Живописно раскинувшись на холме, смотрит оно в маленькую
речушку Учу. Здесь, в этом тихом, уютном селении берет свое начало история
народной лаковой миниатюры в России.
Постепенно отделка совершенствовалась. Крышки табакерок и шкатулок
живописцы стали расписывать миниатюрными копиями с картин русских и
западноевропейских художников. Часто это были весьма "вольные" копии. Со
временем на смену им пришли оригинальные сюжеты из крестьянского быта,
народных сказок, былин, песен: "Отдых в сенокос", "По воду", "Чаепитие",
"Тройки", "Девичий хоровод" и т.д. Так к середине XIX века сложился
самобытный стиль федоскинской миниатюры, принесший этому народному
искусству мировую известность. К тому времени изделия из Федоскина вышли
на международный рынок, и с этих пор не было всемирной выставки, где бы
Россия не демонстрировала "лукутинские" (так называли их теперь по имени
новых владельцев промысла - отца и сына Лукутиных поделки - шкатулки,
табакерки, чайницы, кошельки, броши, альбомы.
Техника изготовления федоскинских шкатулок сложна и своеобразна. Начинается все с полос картона. Ими оборачивают форму будущего изделия, склеивают их, пропитывают крахмалом, сушат, купают в ванне с горячим льняным маслом. Снова сушат - уже не часы, а дни. После таких манипуляций картон становится похожим на дерево. Прежде чем коробочка попадет в руки художника, ее отшлифуют и покроют лаком - внутри алым, снаружи- черным. Федоскинцы пишут маслом в три-четыре слоя. Каждый слой просушивается, а затем покрывается прозрачным лаком. Многослойность письма позволяет достичь особой глубины, объемности и насыщенности цветом. Расписывают шкатулки по-разному; есть так называемое "плотное" письмо и "сквозное". В первом случае мазки плотно закрывают фон. Но особую профессиональную гордость федоскинских мастеров составляет живопись "по-сквозному". Она выполняется прозрачными красками по подкладке из листочков сусального золота, перламутра или металлического порошка серебряного или золотого цвета. При этом краски как бы вспыхивают изнутри цветными огоньками. Готовое лакированное изделие полируется. Усиленные полировкой цвета росписи получаются необычайно яркими. Нередко декоративное оформление шкатулок завершают перламутровая инкрустация, геометрический орнамент из крохотных чеканных пластинок металла или гравировка по черному лаку на подкладке из олова. Федоскинская живопись реалистична. Предметы, растения, фигуры сохраняют реальные формы, пропорции, окраску. Тщательно, что до мельчайших подробностей выписаны черты лица, одежда. Несмотря на малый размер миниатюры, мы можем различить на ней все, например детали упряжи лошади. главная   новости   из истории   об авторе   галерея   гостевая книга |